Интерактивные игры

«Интерактивные формы сотрудничества с родителями»
Брейн - ринг «Азбука вежливости»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
Актуализировать понятие «вежливость».
Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Форма проведения:  игра «Брейн – ринг»
Участники: родители средней группы
План проведения:
I.      Подготовительный этап
            1.1. Проведение микроисследований
Анкетирование родителей
Опрос детей
            1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»
            1.3. Подбор цитат
«Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
«Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
«Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
«Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
II.   Основной этап:  игра Брейн - ринг
                               Ход мероприятия.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Тема нашего с вами собрания «Азбука вежливости».
Почему мы взяли эту тему? Потому, что последняя  тема нашего педагогического совета была направлена на «Ознакомление дошкольников с местом человека в истории и культуре».
По данной теме в нашем детском саду проходило анкетирование детей в старшей и подготовительной группах, которое показало средний и низкий результат.  Поэтому мы считаем, что надо сейчас задуматься о своих детях, которым ещё два года до школы находиться в детском саду. И помочь им научиться быть воспитанными и культурными детьми.  А кто как не родители должны им в этом помочь?
Но для начала вы должны сами вспомнить все правила культуры поведения в обществе.
1.    Разминка.
Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:
- глазами
- носами
- плечами
- лбами
- попами
- спинками
- коленками
Воспитатель: Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация».
Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу,  вы должны назвать слова , которые у вас ассоциируются со словом «вежливость» .
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.
Воспитатель: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость».
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю,  что вы уже догадались, что  разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.  И мы  вам предлагаем  поиграть в игру  брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».
2.     Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»
Правила игры:
В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подала сигнал в дудку.  При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос будет  оценен  сладкой фишкой – конфетой.
- И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия»
I. Тема « Азбука вежливости».
Задаётся буква на которую нужно сказать вежливое слово :
«З» - здравствуйте;
«Д» - до свидания;
«П» - простите;
«И» - извините;
«С» - спасибо.
II.  Тема «Воспитание вежливости».
1.Что такое вежливость?
 (это проявление уважения  готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается искусство вести себя в обществе.)
2. Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
(Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.)
3. С чего следует начинать воспитание культуры поведения?
( «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.)
4.Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?
( Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.)
5. Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)
III. Тема  «Пословицы и поговорки о вежливости ( закончи)»
1.  Вежливости открываются ….(все двери)
2. Ласковое слово и ….(кошке приятно)
3. Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
4. Плохое слово, что ….(грязная вода)
5. Ласковым словом и …..(мед растопишь)
IV.  Тема  «Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)»

1.Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость,  и нужно ли это ему?  (Отец)
(Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.)
2.  Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.
- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит
- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:
- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.
(Юмор. )
3. Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
4.  Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая :  живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
(Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни. Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.)
5.  Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:
- ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток
- помогу нести, а то тебе тяжело.
 Мать одобряет его.
- Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.
Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?     (Чуткость.)
Воспитатель: Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)
Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)
Воспитатель: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка  и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения.
V. Тема « Хорошие манеры».
1. Что такое чуткость?
(Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.)
2.Что такое скромность?
(Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.)
Воспитатель: Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.
3.Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?
- Он  с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых,  вслух высказывает мнение о присутствующем,  показывает пальцем на прохожего.
- Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли,  тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.         (Деликатность.  )
4. Как одним словом оценивается поведение ребенка , если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….  (Тактичность)
5. Проанализируй ситуацию. Какая черта  сформирована, а какая отсутствует.
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты…Спасибо…Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.   ( Чуткость – да, тактичность – нет.)
VI.  Тема «Детский телефон доверия».
1. «  Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.»  (родители предлагают варианты игр с детьми)
(Игра «Жмурки»)
2. Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)
3.Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)
4.Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)
5.В каких случаях следует говорить «извините» и «простите».
(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?
Игра «Продолжи фразу»
- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..
Воспитатель: В заключении нашей игры мы вручаем Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье».
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил , терпения и любви.


Комментариев нет:

Отправить комментарий