«Интерактивные формы
сотрудничества с родителями»
Брейн - ринг «Азбука
вежливости»
Цель: повышение
педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания
дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
Актуализировать понятие «вежливость».
Напомнить родителям
элементарные правила культурного, вежливого человека.
Рассмотреть приемы и методы
воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Форма проведения: игра «Брейн – ринг»
Участники: родители средней
группы
План проведения:
I.
Подготовительный этап
1.1. Проведение микроисследований
Анкетирование родителей
Опрос детей
1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»
1.3. Подбор цитат
«Умение вести себя украшает
и ничего не стоит» (пословица)
«Родители для ребенка –
камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
«Хороший пример – наилучшая
проповедь» (А.Чехов)
«Воспитатель сам должен
быть воспитан» (к,Маркс)
«Истинное воспитание
состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
II. Основной
этап:
игра Брейн - ринг
Ход мероприятия.
Воспитатель: Добрый вечер,
уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и
пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Тема нашего с вами собрания
«Азбука вежливости».
Почему мы взяли эту тему?
Потому, что последняя тема нашего педагогического совета была направлена
на «Ознакомление дошкольников с местом человека в истории и культуре».
По данной теме в нашем
детском саду проходило анкетирование детей в старшей и подготовительной
группах, которое показало средний и низкий результат. Поэтому мы считаем,
что надо сейчас задуматься о своих детях, которым ещё два года до школы
находиться в детском саду. И помочь им научиться быть воспитанными и
культурными детьми. А кто как не родители должны им в этом помочь?
Но для начала вы должны
сами вспомнить все правила культуры поведения в обществе.
1. Разминка.
Сейчас мы посетим с вами
сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по
городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами
попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно
гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с
другом согласно произнесенному слову.
Звучит музыка В.Шаинского
«Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они
здороваются:
- глазами
- носами
- плечами
- лбами
- попами
- спинками
- коленками
Воспитатель: Вот вы и
поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало
радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться
сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но
прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю
поиграть в игру «Ассоциация».
Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая
мяч по кругу, вы должны назвать слова , которые у вас ассоциируются со
словом «вежливость» .
Ассоциации – сострадание,
правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте,
уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения,
готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и
уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.
Воспитатель: Вежливое слово, как
добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не
ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость».
Много лет люди создавали
правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты,
чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в
разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И
так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых
вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного
значения, о вежливости. И мы вам предлагаем поиграть в игру брейн
– ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие
манеры», «культура поведения», «вежливость».
2.
Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»
Правила игры:
В игре участвует 2 команды.
Отвечает та команда, которая первой подала сигнал в дудку. При наличии
правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос
будет оценен сладкой фишкой – конфетой.
- И так, начинаем: Вам
предлагаются шесть тем: «Азбука вежливости», «Воспитание
вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый»,
«Хорошие манеры», «Детский телефон доверия»
I. Тема « Азбука
вежливости».
Задаётся буква на которую
нужно сказать вежливое слово :
«З» - здравствуйте;
«Д» - до свидания;
«П» - простите;
«И» - извините;
«С» - спасибо.
II. Тема «Воспитание
вежливости».
1.Что такое вежливость?
(это проявление
уважения готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается искусство
вести себя в обществе.)
2. Кто или что,
по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
(Родители. Ребенок –
великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и
слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.)
3. С чего следует
начинать воспитание культуры поведения?
( «Воспитание ребенка
необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и
ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с
создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны
стать добрыми помощниками в воспитании детей.)
4.Назовите эффективные
методы воспитания культуры поведения?
( Наше поведение, поступки,
отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь –
пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.)
5. Вспомните и
назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое
хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное
слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)
III. Тема «Пословицы
и поговорки о вежливости ( закончи)»
1. Вежливости
открываются ….(все двери)
2. Ласковое слово и
….(кошке приятно)
3. Доброе слово лечит, а
….(злое калечит)
4. Плохое слово, что
….(грязная вода)
5. Ласковым словом и
…..(мед растопишь)
IV. Тема
«Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)»
1.Папа с Сережей во время
прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком,
доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду,
чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех
членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку
доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)
(Маленькие знаки внимания
убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить
карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.)
2. Утром пятилетняя
Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? –
спрашивает девочка.
- Нет, не красиво. Такие
шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
- Нет красиво! Мне
нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей
мамины туфли и серьезным тоном говорит
- К этой шляпе и туфли
нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно,
серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она
говорит:
- Ну, бабушка, ты и
смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий
конфликт рассеян.
- Что помогло разрешению
данной конфликтной ситуации.
(Юмор. )
3. Вечером детей
забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама
сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая
замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе
соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны»,
- нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они
могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли
такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
4. Две бабушки,
гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то
очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая :
живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие
от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот
и другой малыш?
(Привьется малышу
жизнерадостное восприятие жизни. Действительно, тот, кто в детстве получил
заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые
сложные жизненные задачи.)
5. Шестилетний Виталик,
увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее
спросить:
- ну как, сегодня нога не
болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук
сверток
- помогу нести, а то тебе
тяжело.
Мать одобряет его.
- Ты внимательный,
заботливый сын. Я горжусь тобой.
Какие нравственные качества
проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она
этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?
(Чуткость.)
Воспитатель: Известная детская
поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне
помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом,
когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто
вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания,
вежливость)
Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу
игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)
Воспитатель: Ни одного дня без
похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов
похвалы для своего ребенка и вы увидите, как он быстро будет усваивать
нормы и правила поведения.
V. Тема « Хорошие
манеры».
1. Что такое
чуткость?
(Забота о людях, умение
прийти на помощь, умение сочувствовать.)
2.Что такое скромность?
(Умение трезво оценить
себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания,
высокая требовательность к самому себе.)
Воспитатель: Воспитывая детей,
формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не
ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.
3.Какая черта хорошего
тона отсутствует у ребенка?
- Он с нескрываемым
любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает
мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.
- Кто бы ни пришел в дом,
бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в
комнату, старается всецело завладеть его вниманием.
(Деликатность. )
4. Как одним словом
оценивается поведение ребенка , если он: не настаивает на немедленном
выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы,
вовремя придет на помощь…. (Тактичность)
5. Проанализируй
ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует.
Нарядная, оживленная
женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее
поднимается девочка.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты…Спасибо…Не
надо…
- Садитесь, садитесь. Я
всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины
гаснет. ( Чуткость – да, тактичность – нет.)
VI. Тема
«Детский телефон доверия».
1. « Ко мне на
день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести,
чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с
детьми)
(Игра «Жмурки»)
2. Можно ли наклонять
во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять
тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)
3.Как нужно принимать
подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить
того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)
4.Как мне поступить, если
я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои
друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно,
но не кричать через весь автобус)
5.В каких случаях следует
говорить «извините» и «простите».
(если провинность
незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Быстро летит время.
Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за
советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли?
Какие бы советы дали?
Игра «Продолжи фразу»
- Передавая мяч по кругу,
закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..
Воспитатель: В заключении нашей
игры мы вручаем Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила
общения в семье».
Бесценна культура, ибо в
ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа,
недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем:
погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему
чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас
будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего
желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил , терпения и любви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий